Приказ о создании службы медиации в ГБПОУ КК ЩИТ
Приказ об утверждении Положения о службе медиации
Положение о службе медиации ГБПОУ КК ЩИТ
Психологическая работа
Психологическая работа организована с целью создания условий профилактической поддержки и сопровождения обучающихся и педагогов
Основными задачами работы являются: психологическое сопровождение, личностная и социальная адаптация учащихся в процессе обучения и профессионального самоопределения, а также содействие педагогам в реализации личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Положение о социально-психологической службе ГБПОУ КК ЩИТ
На базе техникума обучаются как студенты окончившие общеобразовательные школы, так и студенты окончившие коррекционные школы VIII вида и имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Всю работу с обучающимися можно разделить на несколько этапов:
- Диагностический этап
- Методический этап
- Профилактический этап
- Коррекционный этап
Диагностический этап работы педагога психолога начинается с момента работы приемной комиссии. Во время приемной кампании психолог обследует каждого несовершеннолетнего поступающего по трем методикам, при необходимости добавляются дополнительные для более точного диагностирования. В техникуме используются следующие основные методики: для определения характерологических особенностей личности используется «Опросник Айзенка (подростковый вариант)», для определения особенностей развития эмоционально-волевой сферы проективная методика «Кактус», автор М.А. Панфилова, для определения особенностей семейных отношений проективная методика «Моя семья».
Диагностическая работа с несовершеннолетними имеющими ОВЗ и/или окончившие коррекционные школы VIII вида, имеет большое количество особенностей. Так, «Опросник Айзенка (подростковый вариант)» заменяется на «Психогеометрическую типологию личности», которая тоже относится к проективным методикам. Также большое значение имеет психологический контакт с подростком, который должен быть установлен при первой встрече, что в дальнейшем значительно облегчит взаимодействие и адаптацию несовершеннолетних.
На диагностическом этапе проводятся групповые обследования по различным проблемам: определение уровня учебной мотивации студентов, уровня тревоги/депрессии, социометрический статус учебной группы, проводится оценка знаний о экстремизме и насилии в обществе.
По окончанию диагностического этапа следует методический этап. По результатам обследования составляется краткая психологическая характеристика на каждого обучающегося, с которыми педагог-психолог знакомит директора техникума, заместителя директора по УВР, классного руководителя, а также воспитателей, если студент проживает в общежитии. Также составляются рекомендации по продуктивному взаимодействию с подростками для улучшения адаптации и для стабилизации негативных проявлений характера обучающихся.
В процессе методической работы обучающиеся делятся на 4 референтные группы:
обучающиеся, чей уровень психологической стабильности не вызывает опасений;
обучающиеся, чей уровень психологической стабильности не требует индивидуальной профилактической работы;
обучающиеся, чей уровень психологической стабильности вызывает опасения и требует индивидуальной психологической работы;
обучающиеся, находящиеся в «зоне риска» и требующие индивидуальной работы и составления плана индивидуальной работы (ИПР).
Со студентами VIII вида и имеющими ОВЗ требуется проводить ежедневный мониторинг эмоционального состояния и прохождения адаптации в образовательном учреждении, наблюдая как за индивидуальным поведением, так и за особенностями взаимодействия студентов в группе.
Также во время методического этапа подбирается диагностический материал, тренинговые занятии и программы для дальнейшей работы со студентами.
Далее следует профилактический этап, во время которого педагог-психолог переходит к проведению индивидуальных и групповых тренинговых занятиям. К ним относятся адаптационные тренинги, тренинги личностного роста, профилактика употребления алкоголя, табака и психически-активных веществ, тренинги на сплочения группы, а также различные тренинговые занятия для формирования противоэкстремистских настроений и профилактики насилия.
Во время профилактического этапа со студентами техникума осуществляется просмотр и обсуждения различных фильмов и видео- роликов по различным проблемам, где подростки могут выразить и обсудить свое мнение по разным вопросам со своими сверстниками и с педагогом-психологом.
Коррекционный этап включает в себя работу педагога-психолога с уже выявленными ранее проблемами. На этом этапе ведется как индивидуальная, так и групповая работа со студентами «группы риска» и со студенческими группами, которые были выявлены на этапе диагностики, методическом этапе и этапе профилактики. На коррекционном этапе используются различные программы составленные специалистами техникума, направленные на решение индивидуальных и групповых проблем обучающихся и на улучшение психологической стабильности обучающихся.
На протяжении всех этапов работы педагог-психолог ведет просветительскую работу, которая позволяет повысить уровень знаний студентов о взаимодействии людей друг с другом, формирует ответственное поведение у подростков, повышает психологическую сопротивляемость негативному воздействию окружающей среды.
Отдельно стоит отметить работу педагога-психолога с родителями обучающихся, которая также начинается с момента работы приемной кампании и продолжается весь период обучения подростка. Работа осуществляется по запросу родителей, которых беспокоят проблемы взаимодействия и поведения их детей, по запросу классного руководителя и администрации, а также на классных собраниях и Советах профилактики. При работе с родителями педагог-психолог использует индивидуальное консультирование, тренинговые занятия вместе с подростком, во время которых помогает детям и родителям найти наилучшие способы взаимодействия, а также групповые беседы с родителями.
Исходя из опыта воспитательной и психологической работы техникума, можно сделать вывод, что эффективная работа по решению проблем недостатка внимания к психологическому здоровью подростков возможна при взаимодействии всех структур техникума: администрации, инженерно-педагогического состава, сотрудников общежития, социально-воспитательного блока. И такая система работы техникума приносит положительный результат: число обучающих совершающих правонарушения с каждым годом снижается; студенты, имевшие негативные характеристики после окончания общеобразовательных учреждений, успешно осваивают профессию и становятся социально и психологически благополучными членами общества.
Работа педагога-психолога в техникуме неразрывно связана с образовательным процессом
Психологическое сопровождение начинается с диагностического индивидуального и группового обследования. Психологическое диагностическое обследование проводится по проблеме выявления типологических особенностей личности, профессиональной предрасположенности, особенностей развития эмоциональной и личностной сферы.Исследуются особенности межличностного общения и социометрия в коллективе.
По результатам диагностических исследований, в когнитивных группах проводятся психологические аутотренинги, тренинги на групповое сплочение и общего целеполагания, личностного роста, развития толерантности.
В своей работе педагог-психолог использует элементы арт-терапии, телесной терапии, аудио- , фито- и ароматерапии .
В индивидуальной форме, по необходимости, проводится коррекционная работа с обучающимися.
В компетенцию педагога-психолога входит составление психолого-педагогической характеристики обучающегося, которая раскрывает состояние эмоционально-личностной сферы на момент обследования, уровень развития психических процессов, результаты социометрических наблюдений.
Правила поведения обучающихся ГБПОУ КК ЩИТ
Положение о нормах профессиональной этики инженерно-педагогических работников ГБПОУ КК ЩИТ
Часть 1 - Психологическая работа